вторник, 4 июля 2023 г.

Япония на велосипеде: по горным серпантинам от онсэна до онсэна. Часть 1.

 Введение

Кратко о велотуризме в Японии

Трек путешествия

Мы любим комфорт. Любим белоснежные простыни в отелях и вкусную еду в ресторанах. Мы не избегаем популярных достопримечательностей и с интересом посещаем музеи. Мы с удовольствием тратим деньги на ерунду в сувенирных лавочках и на пятую в день порцию мороженого.

Еще мы любим ходить в походы. Пешком, на велосипеде и даже на каяке, в походы морские. Мы любим засыпать в палатке под шум прибоя и просыпаться с рассветом в горах. Нам не лень идти в гору с рюкзаком, и мы не боимся ездить на велосипеде по лесным тропинкам.

Единственное, чего мы категорически не любим, так это невоспитанных людей. Людей, которые не видят чужих границ, не уважают общепринятые правила, не ценят тишину, красоту и неповторимость этого мира.

И при чем же здесь Япония? А при том, что в Японии есть все, что мы любим и нет того, чего мы не любим. Есть интересные достопримечательности, есть уютные отели и комфортные онсены, есть прекрасная природа, дикая, но при этом бережно охраняемая человеком, есть отличные пешеходные маршруты, на которые никто никогда не попрется на джипе или квадроцикле. Есть шикарные асфальтированные дороги, идеально подходящие для велосипедиста, на которых или вообще не бывает машин или встречаются только безупречно вежливые японские водители. И, самое главное, в этой стране живут особенные люди. Люди, свобода которых заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И в эту страну лично нам хочется возвращаться снова и снова. И, сколько бы раз мы не приезжали в эту страну, мы всегда находим новые удивительные места, древние храмы, онсены и прекрасных людей. И вряд ли мы когда-нибудь сможем сказать, что видели в Японии все.


Часть первая. Начало пути.

Очередной миф о Японии: в июне в Японии плохо, сыро, влажно, душно и вообще сезон дождей. Это сказочка для тех, кто считает, что Токио это вся Япония, и еще где-то в Японии есть Киото, храмы которого являются миру два раза в год: в сезон цветения сакуры и в сезон красных кленов. Если вы предпочитаете иметь собственное мнение, то мифы о Японии вами давно развенчаны. И никакой сезон дождей вас не удержит от посещения этой страны. Все что требуется, это правильно выбрать маршрут. А в нашем случае правильно выбранный маршрут имел решающее значение, поскольку путешествовать по Японии мы собирались на велосипедах. Это было уже наше второе путешествие на велосипедах по Японии. И прекращать эту замечательную традицию мы не планируем.


10 июня. День первый. 

Добираться из Владивостока до Токио пришлось сутки. В современном мире вообще что-то странное происходит с расстояниями. Мы теперь летаем на выходные из Владивостока в Москву, можем проехать за один день 600 км на машине по Приморью, чтобы полюбоваться на водопад и сутки добираемся до Южной Кореи и Японии, которые раньше были ближайшим раем на этой планете для жителей Дальневосточного федерального округа.

В старом пекинском аэропорту люди, ожидающие вылета, лежали на полу, привязанные за шнурочки к станциям зарядки гаджетов. Выглядело депрессивненько.


Но какое все это имеет значение, когда ты, наконец, выходишь на улицу японского города? Видишь японских мам, которые везут на одном велосипеде сразу двоих детей? Японских школьников в форме, которые не перебегают дорогу на красный сигнал светофора? Заходишь в ближайший Lawson и слышишь «Добро пожаловать!». Добро пожаловать в Японию!


Нас не пустили с велосипедами в автобус, который шел из Нариты в городок Уцуномия. Вернее, мальчик, к которому мы обратились с вопросом, как лучше добраться в Уцуномия без пересадок, посоветовал нам этот прямой автобус. А вот девочка, которая продавала билеты, побежала куда-то спрашивать, можно ли посадить этих двух странных людей с велосипедами в автобус. Вряд ли она уточнила, что велосипеды в чехлах и разобраны. И прибежав обратно, долго и сложно объясняла нам, что мы ехать в автобусе можем и купить билеты мы можем, а вот велосипеды… Тут у нее случалась проблема с передачей информации и просто сказать нам, что с велосипедами нельзя, она так и не смогла. На поезде с пересадкой ехать было сложнее, но в конечном итоге мы благополучно добрались до отеля. Иначе и быть не могло, хотя я до последнего и не верила. Ужин из ближайшего Family mart и спать, спать, спать.

 

11 июня. День второй. 

Утром за завтраком подросток 15-16 лет что-то уронил и пролил. Он все поднял, потом взял салфетки, вытер стол. Вытер стул. Наклонился и вытер пол. Потом отнес посуду на стойку и ушел. Я медленно возвращала глаза в глазницы и собирала с пола свою упавшую челюсть. Вообще-то я живу в мире розовых слоников. Работаю в научном институте в окружении кандидатов наук и преподаю в не самом плохом университете. В моем окружении нет людей, которые связывают слова в предложения исключительно с помощью мата и кидают бычки в окно. Тем не менее, я далеко не уверена, что даже моя собственная дочь в обычной гостинице за завтраком станет утруждать себя протиранием пола без моего напоминания.

Сборка велосипедов, упаковка велорюкзаков – это не самые романтичные мероприятия, и с ними надо просто смириться.


К сожалению, в этот раз Лехин велосипед не лучшим образом пережил два перелета и пришлось нам искать велоремонт.

Леха отправился на поиски веломастерской, а я наблюдала за японской мамой с двумя малышами, старшему было лет 5, младшему и двух лет не было. Дети играли с лифтом. Вызывали, забегали в открытые двери, выбегали. Потом они вдвоем зашли в лифт и уехали. Я даже представить боюсь, как бы вела себя в этой ситуации мама русская. Детям бы точно не удалось никуда уехать на лифте. Еще на стадии вбегания/выбегания в лифт, они получили бы, как минимум, порцию нотаций и, с высокой вероятностью, детям был бы вручен телефон, дабы не вылазили в реальную жизнь.

Из ближайшего велоремонта Леха вернулся с визиткой ремонта подальше. Там с удивлением разглядывали наши видавшие виды велосипеды и разводили руками. Тем не менее, ребята позвонили в особо дальний велоремонт, рассказали о наших проблемах и выяснили, что помочь там нам, наверное, смогут.


Туда мы и отправились. Начинался дождь. Ехать даже по городу среди машин было очень радостно. Из машин не орала музыка, нас аккуратно объезжали, притормаживая. На одной из улиц мы увидели Тойоту Краун с дорожным просветом в пару сантиметров. Краун был слегка потрепан и по всем правилам крауноводов из него должна была нестись музыка. Она и неслась. Тихая и мелодичная музыка без слов, услышать которую можно было, только подойдя к Крауну вплотную.


Велоремонт был в частном секторе. И опять это удивленное лицо и вопросы в стиле: «Как вы на этих дровах вообще едете?». Вообще-то у нас нормальные велосипеды, хоть и довольно потрепанные, ТО мы им проводим регулярно, просто им уже больше 10 лет. И именно последний ТО, перед Японией, был не самым удачным. А еще мы немного покатались по Приморью этой весной. Надо же было хоть чуть-чуть потренироваться. Уж простят нас чистоплотные японцы, но отмыть велосипеды от российской весенней грязи, увы, не так легко. Хотя, конечно, на наш взгляд велосипеды были чистые. Мы то знаем, что такое «грязный велосипед». Любой японец упал бы в обморок.


-Я рекомедую вам помыть велосипеды, - несколько раз повторил нам веломастер. Хах, да они от японских дорог самоочистятся до состояния новых, посмеялись мы и, наконец, покатили по заготовленному 3 года назад маршруту. Шел слабый дождь.


Городок Уцуномия, пожалуй, примечателен только тем, что находится на пути в Никко – эту туристическую Мекку Японии. Наш маршрут я тоже проложила через Никко, во-первых, потому, что это было самым логичным направленим в сторону японских гор из Токио, а, во-вторых, потому, что Леха в Никко никогда не был.


В Уцуномия есть музей камня Оя, открытый на месте шахт бывших каменоломен. Разумеется, к моменту нашего приезда музей уже был закрыт, и пробраться в подземные шахты, а также посетить храм Оя-дзи нам не удалось. Но зато мы в полном одиночестве смогли полюбоваться статуей Каннон, которую поставили здесь как памятник миру после окончания Второй мировой войны. Памятник то поставили, а мира все нет.



Тут то я и начала прыгать от восторга, разглядывая в сгущающихся сумерках тории, каменные фонарики и мифических храмовых стражей комаину. И дождик меня только радовал, усиливая атмосферу необитаемости этих мест.


Свернули на узкую тропинку, вьющуюся среди криптомерий. По какой-то ошибке на тропинке был уложен асфальт. Темнело, дождик все моросил. Нас окружала тишина, величественные деревья и засыпающая в 8 вечера Япония.

На ночевку мы завернули в Michinoeki Utsunomiya Romantic Village. Первый и последний раз за эту поездку нас заселили без предварительного бронирования. Табличка в номере: «пожалуйста, воздержитесь от того, чтобы брать домой банные полотенца». Ужин, онсен, где я была совершенно одна, и ночь на футонах.

 

Проехали 50 км, но по маршруту только 13 км. Рельеф ровный. Погода комфортная. 

12 июня. День третий. 

Утром на завтрак у нас была одна булочка на двоих и небольшая шоколадка. Мы еще не втянулись в велорежим и не поняли, что помимо пищи духовной велосипедисту даже в Японии остро необходимы белки, жирки и сахарки.


До Никко из Уцуномии я проложила маршрут среди рисовых полей, лесных тропинок, узких дорожек среди японских уютных домиков. Чудесные садики, утопающие в цветах. И тишина! Какая же там стояла тишина! Погода была отличная, пасмурно, но тепло и сухо. Сезон дождей в самом разгаре.




В одном месте по узкой дорожке въезжали и выезжали грузовики, велись какие-то ремонтные работы. Разъехаться грузовику и велосипедисту там было совершенно невозможно. Мы попытались проскочить в дырочку между движением грузовиков. Конечно же, не успели. И груженый грузовик спокойно ехал за нами, терпеливо дожидаясь, пока мы, бездельники, допилим до развилки и свалим в сторону.


Положенный по ошибке на лесной тропинке асфальт пророс мхом. Асфальт при этом не разрушился. Загадка просто.


Обнаружили дикую малину. А я то переживала, что нам нечего будет пожевать в начале лета с придорожных кустов.



Но малинкой особо не наешься. Давно уже пора было заруливать в круглосуточный магазинчик. Здесь обнаружились последствия ковида – в магазинчиках больше нет столиков. Туалеты есть, кофемашины, поттеры, микроволновки есть. Столиков нет. Но я еще накануне в Дайсо прикупила фольгированную подстилочку – и теперь это был наш и стол, и стулья на предстоящие три недели. В этом магазине мы обнаружили горячие сосиски, к которым прилагался малюсенький контейнер с кетчупом и горчицей – ровно столько, чтобы хватило на всю сосиску. С этой сосиски с горчицей и кетчупом возобновилась наша любовь к круглосуточным магазинчикам, которая только крепла с каждым километром пути.

Угол наклона дороги постепенно увеличивался. Мы подъезжали к Никко. Я очень боялась толп китайских туристов с флажками. Потому что Никко из моей памяти, двадцатилетной давности, был тихим, поросшим мхом и очень величественным. Обошлось и в этот раз. Может, сезон дождей тому виной, может злой ковид так сильно распугал туристов, но в Никко было не сильно многолюдно.





Зато Леха тут выдал по полной программе. У него, видите ли, шнурочек не развязывался на рюкзаке. Это, конечно, повод для переживаний. Я аж ушла, чтобы не мешать его страданиям. А то могла ведь обесценить горе своим хихиканьем.

Спящая кошка и все три обезьяны были на месте. А высказывание Tokugawa Ieyasy было отличным напутствием для нас: не нужно спешить! Но мы, конечно, тогда не поняли, что это напутствие для нас. Начинался дождик.



Доехали до Kanmangafuchi Abyss. Очень тихо, никого нет, обожаемый мной мох, бурлящая речка с голубой водой и усиливающийся временами дождь. Меня даже дождь не беспокоил совершенно. Я же знала, что в июне в Японии сезон дождей.




А дальше снова вверх. Помимо малины в придорожных кустах было полно спелой шелковицы. А вот у нас с собой из еды была половина шоколадки и, к счастью, достаточный запас воды. И с таким нехитрым грузом мы подъехали к старту серпантина перед водопадом Кегон и озером Chuzenji. Подъем с 830 до 1400 метров за 9 км.


Вообще-то, ничего сложного, угол наклона плавный, движение односторонее, туристические автобусы давно все уехали, да и машин практически нет.

Но мы то совсем не тренировались. Мы практически не выезжали на велосипедах не то, что в этом году, мы три года, можно сказать, не катались. Таскание велосипедов по приморским разбитым грунтовкам вообще никак не связано с ездой на велосипеде. И мы даже не подумали, что неплохо бы перед подъемом основательно подкрепиться. Или, как минимум, захватить с собой что-то существеннее половинки шоколадки, привезенной из Владивостока. Эх, говорила мне мама: «Катя, возьми побольше шоколадок!».


Стемнело внезапно. Как будто свет выключили. На побережье обычно солнце медленно закатывается за горизонт, долго еще освещая планету сумеречным светом. Но в горах все иначе. Солнце и так пряталось за тучками, а скатившись еще и за сопочки, совершенно перестало подавать признаки жизни. Луны нам тоже не выдали.

В лесу шуршали олени, иногда перебегая нам дорогу. А мы утешались только разглядыванием километровых столбиков, свидетельствующих о том, что мы все-таки худо-бедно, но двигаемся вверх. Периодически мы доставали волшебную подстилку из Дайсо и лежали на ней. Очень хотелось есть. Впрочем, тут уместно другое слово, более грубое.

Мы уже передумали ехать 9 км до водопада. Указатели обещали видовую площадку через 7 км. А где видовая площадка, там автомат со сладкой водой, кофе и, если повезет, мороженым. И хорошо, что эти автоматы были с подсветкой. Потому что никакие фонари не могли разогнать тьму, которая стояла в этот, совсем еще не поздний час, на видовой площадке.

Напились холодной кока-колы, закусили холодным мороженым, зверски замерзли, тк успели к тому моменту вымокнуть под моросящим дождем. Обнаружили запертый туалет. Не нашли никакой крыши. Поставили палатку около какого-то камня, растянув тент между велосипедами и бордюрами, под которыми ползали насекомые, сняли все мокрое и легли спать. Ночью было тепло. И дождь барабанил по тенту. 

Проехали 65 км. Набор высоты 1000 метров. Временами морось, переходящая в дождь. Ночью дождь. Тепло.

Часть 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий