понедельник, 15 ноября 2021 г.

Три попытки дойти до вершины горы Читинза (Скалистая). Осень 2021

 

Предисловие.

Мало мне было ограничений, связанных с Covid-19. Осенью 2021 года я решила, как это модно сейчас называть, «выйти из зоны комфорта» и пошла по субботам преподавать химию в Дальневосточный Федеральный Университет. С 8.30 до 18.20. Каждую субботу. Тем самым лишив себя последней возможности хотя бы выезжать в ПВД. Шестидневная рабочая неделя в режиме «полного погружения» напрягала основательно и к утру воскресенья уровень кортизола в крови, видимо, зашкаливал. Уже на второй неделе преподавательской деятельности стало ясно, что с этим надо что-то делать.

Первая попытка подняться на вершину.

Выход был один – в деревню, в глушь, в Саратов (с), подальше от людей, машин, коронамаразма и гаджетов. Хотя бы в Барабаш, а оттуда в Безверхово. Природа, как мне казалось, издевательски редактировала прогноз погоды, подгоняя дожди исключительно на воскресенье. Глядя одним глазом на разбивающиеся о лобовое стекло потоки дождя, а другим в прогноз погоды по краю, мы отменили прогулку по пляжам Безверхово и свернули на Партизанскую трассу. Там дождик обещали лишь к вечеру. Наскоро скачали на телефон первый попавшийся трек на гору Скалистую (старое китайское название Читинза) и вот, наконец, мы свернули с трассы, бросили машину и двинулись к вершине. Висевший над нами туман вряд ли мог меня смутить. А Леху, наверное, настолько пугала новая рабочая неделя со мной, что на туман он тем более внимания не обращал.


У подножья Читинзы бурлит чудный ручеек, камни поросли мхом, есть даже водопад Берендей, к которому в этот сырой день направлялись редкие гуляющие. К вершине Читинзы со стороны Партизанска есть две тропы: покороче и покруче, и подлинее, но полегче. Вы поняли, по какой тропе мы пошли? Многочисленные переходы с одного берега ручья на другой, кочки, коряжки, крутой подъем – все это вызывало восторг и вносило покой и умиротворение. Главное, что людей там не было. Подъем становился все круче, уже приходилось ползти, цепляясь за ветки и корни деревьев. Небольшая видовая площадка, с которой, разумеется, был виден только туман, много тумана. И еще немножко рябины.




Леха в этом месте малодушно предложил возвращаться. Но нет, мои психи пока еще терпеливо ожидали меня внизу, и возвращаться к ним я была не намерена.



Еще немного усилий, короткий отдых на бревне, обход курумника и вот мы на вершине. С которой ожидаемо великолепный вид на туман).



Это еще не самая верхняя точка пути, по высоте мы вершины достигли, но, чтобы отметиться на трикопункте, надо было еще пройти по хребту. К тому моменту я достигла некоторого душевного баланса между состоянием «все достало» и «как прекрасен это мир, этот сказочный туман, этот великолепный вид с этой чудесной горы» и мы решили спускаться. По другой тропе, более длинной, но более пологой. Наверное, это было бы логично, имей мы с собой GPS-навигатор с нормальным треком, фонари и запас времени до заката. У нас ничего из этого не было. Как и не было желания катиться вниз по отвесному склону, размокающему от сырости.

Тропу мы потеряли еще на вершине. Она скрылась от нас в зарослях кедрового стланика. Кедровый стланик хорош тем, что по нему можно идти, зная лишь направление. Высота этих кустиков максимум по колено, существенными колючками эволюция их тоже обделила. Попрыгав по кедровому батуту снова вышли к натоптанной тропе.

Солнышко клонилось к горизонту, временами накрапывал дождик. Мы хорошо шли, бодро. 



Пока тропа в очередной раз не пропала. Мы какое-то время пробирались звериными тропками, пока не поняли, что тропки то звериные. И ведут куда-то не туда. А именно круто вниз они ведут. Тут и дождь обещанный полил. Темнеть стало довольно активно. Шум реки, к которой нам надо было спуститься, раздавался из глубины ущелья. И как-то мне вся эта ситуация не нравилась. Не хотела гора нас отпускать. Балбесов эдаких, возомнивших себя великими путешественниками, посмевшими начать восхождение на гору примерно после обеда, без навигатора, без фонариков. Вариантов дальнейших действий было два: спускаться под дождем вниз, без тропы, или возвращаться обратно к тому месту, где тропу потеряли. В этот момент, мы к счастью, приняли верное решение и вернулись. Видимо, гора тоже посчитала нас не совсем безнадежными, потому что и дождь стих, и тропа нашлась.



Через какое-то время, идя уже по широкой натоптанной тропе в сумерках, встретили парочку с собакой. «Как пройти в библиотеку, к водопаду?», - спросили они. Ребята, вы на часы когда смотрели? Солнце садится, топайте обратно. Надеюсь, они нас послушали. До машины успели дойти в сумерках, с четким желанием вернуться на Читинзу еще раз, теперь уже в ясную погоду.

Вторая попытка подняться на вершину.

Покорить вершину Читинзы во вторая раз мы попытались примерно через месяц. В этот месяц природа регулярно подбрасывала дождь на воскресенье, заморозки в те единственные три дня, которые Леха смог оторвать от работы, чтобы мы все-таки сходили в полноценный поход и еще кучу всяких мелких пакостей, вроде введения новых ограничений в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки.

Поскольку две тропы на Читинзу мы, так или иначе, уже разведали, было решено подняться на вершину со стороны, противоположной Партизанску, от деревни Красноармейское. И попасть в эту деревню Леха решил через деревню Бровничи, обнаружив на гугл картах некую короткую дорогу. Почему-то за все годы наших походов Леха так и не понял, что в Приморском крае есть всего четыре дороги: Владивосток-Хабаровск, Владивосток-Находка-Лазо, Владивосток-Хасан и Кавалеровская трасса через Арсеньев. Все остальное, что бы там не выдумывал себе гугл, дорогами не является. Дастер, кстати, так же поддерживал идею о четырех дорогах и упрямо требовал, чтобы мы развернулись и поехали через Партизанск. Но Леха настойчиво ехал по нарисованному им треку. Сначала через деревню, потом полями, потом вдоль ЖД, потом через лес, и опять через лес. Дорога к тому времени совершенно очевидно становилась непроезжей, скорость упала ниже пешеходной, и мне все это начинало не нравится. Мы и так не утруждали себя ранним подъемом, а тут еще тратили время на прогулки по лесовозной дороге, вместо того, чтобы взбираться к вершине. Наконец выехали из леса и, вот кто бы знал почему? Опять проигнорировали маршрут к ЖД переезду, предложенный дастером, и свернули не в ту сторону. Снова вдоль ЖД в надежде увидеть переезд. Мы бы еще долго так ехали, не повстречайся нам водитель на красной Ниве. Он то и сказал, что нет впереди переезда, и что нам изначально надо было бы ехать в другую сторону. В общем, на всей этой ерунде мы потеряли кучу времени, вылезли из машины во втором часу и бегом помчались покорять Читинзу.




Гора, видимо, совершенно обалдела от такой наглости, потому что даже не пыталась чинить нам никаких препятствий в виде потерянной тропинки или непреодолимого бурелома. Но это мало что могло изменить, времени катастрофически не хватало. И, хотя мы взяли в этот раз GPS навигатор, но фонарики опять проигнорировали, а значит, должны были засветло вернуться к машине. Поднялись на высоту около 700 метров, ничего не увидели и почти бегом побежали обратно. Плюсом было лишь то, что разведали саму тропу и то место, откуда она начинается. За 4 часа преодолели 20 км.

Третья попытка подняться на вершину. Удачная.

И в третий раз пошел он за елкой (с). А мы ровно через неделю снова пошли на вершину Читинзы. Мы взяли GPS, фонари и даже вышли из дома на час раньше. Мы все предусмотрели. Даже точно рассчитали время, чтобы подъехать к пирожковой к самому открытию. Но и здесь не обошлось без приключений. Нам показалось, что с Лехи дважды сняли деньги за пирожки, один раз с карты и второй раз наличку, которой он расплатился на кассе. Показалось нам это, когда мы доехали примерно до Артема. Не утруждая себя размышлениями, повернули обратно, вернулись в пирожковую, выяснили, что никто деньги с карты не снимал, потеряли 40 минут времени и, наконец, покатили в сторону Партизанска. Никаких Бровничей, вокруг, по известной дороге. В Партизанске несколькими днями ранее выпал снег. Мы об этом знали, но дальше этого знания дело не пошло. Снег и снег, был и растаял. В Партизанске снег и правда растаял. Но не у подножья Читинзы. Это стало заметно еще при пересечении реки. Река за неделю превратилась из жалкого ручейка в бурный поток. И вторая река, и третья. И снега с каждым километром становилось все больше. А мы в кроссовках. Каждый раз делаем все новые и новые глупости. Доехали до начала тропы и решили опять идти по новой тропинке. По снегу. В кроссовках. Тропить, так сказать. 



Дошли до первого ключа и наконец до нас дошло, что никуда мы пройдем, не зная дороги даже примерно. И навигатор не поможет. Вернулись на тропу, которую разведали неделю назад. Выпавший снег активно таял, превращая дорогу в реку.


Снег лежал везде, было тепло, сыро и великолепно. Нам повезло, что перед нами по тропе прошла группа, следами которой мы и воспользовались. Встретили их примерно на половине пути к тому месту, до которого смогли добежать в прошлый раз. Они уже шли обратно и удивленно спросили: успеем ли мы дойти до вершины? Ну а что нам оставалось? Только успеть.

Подъем с этой стороны был ничуть не лучше, чем крутой подъем со стороны Партизанска. Дело осложнялось снегом и кроссовками, для снега не подходящими.




Наконец мы добрались до того места, где в прошлый раз повернули обратно. Нам казалось, что оттуда до вершины совсем немного. В какой-то момент Леха, шедший впереди, задел лапу ели, покрытую снегом, и этот снежный сугроб рухнул мне за шиворот. Упавший на теплое снег, не будь дураком, в соответствии с законами физики, начал таять. Было смешно. А потом начался какой-то нереальный подъем, ползком, цепляясь за ветки, скользя и падая в снег. Выйдя на небольшой открытый участок, мы неожиданно подверглись нападению орлов. Уж не знаю, за кого он нас приняли, за новый вид тушканчиков или за еще какой деликатес. Но когда эти чудные птички начали пикировать на голову с высоты 5 метров, крича и разжимая когти, мы предпочли ретироваться снова в лес.




Уже начало казаться, что мы снова не дойдем до вершины. Или, что ничего с вершины не увидим, тк она вся поросла лесом. Но, неожиданно мы вышли к трикапункту. С третьего раза добрались до вершины и даже насладились уединением. Судя по следам, на вершине побывало много людей. Но к тому моменту, как до вершины добрались мы, все адекватные туристы уже спустились вниз.







Комментариев нет:

Отправить комментарий