вторник, 24 августа 2021 г.

Рязановка - Витязь пешком через полуостров Гамова с подростками

В июле 2021 удалось вытащить в пеший поход группу подростков. Собственно, это были наши дети и дети наших давних друзей, с которыми мы дружим семьями еще с тех времен, когда и семьями не были и детей не имели. Удивительно, но наши дети продолжают хоть и принудительно, но довольно позитивно общаться даже сейчас, когда вышли из детского возраста. Таким образом, участниками нашего мини походика была молодежь в возрасте от 12 до 16 лет (6 человек) и мы, трое пенсионеров: мама Катя (автор и идейный вдохновитель), папа Леша (руководитель похода) и мама Катя (вечный оптимист). Остальные взрослые члены нашего коллектива не смогли (а может, не захотели) оторваться от работы. Маршрут был довольно простой и давно нам с Лехой известный: из Рязановки в Андреевку через полуостров Гамова и земли, прилегающие к Дальневосточному Морскому заповеднику. Сейчас часть этих земель принадлежит национальному парку Земля Леопарда и для прохода туда требуется разрешение. А часть земель выкупил какой-то *удак и требует за проход деньги, причем совершенно незаконно.

Итак, выгрузив всю компанию в Рязановке, наши водители отправились на двух машинах в поселок Витязь, а я с детьми коротала время под забором какой-то базы. Без автомобильного костыля путешествовать в наших краях весьма проблематично, поэтому пришлось тратить время на такую сложную логистику с доставкой одной машины в Витязь, а на обратном пути, наоборот, водителям ехать в Рязановку и забирать оттуда машину Кати.

Так уж сложилось, что в походы как пешие, так и вело, мы с мужем стали ходить совсем недавно, а значит приучить детей с малолетства к подобной активности не могли. Нет, мы часто выезжали на природу, и много ходили пешком всегда, в том числе и по горам-лесам-побережью. Но вот чтобы с рюкзаком и без машины под пятой точкой - такой формат для "деточек" был новым. Ожидаемо начались проблемы: у одного нога болит, у второй рюкзак в стиле "колобок" неподъемный. Но, хочу сказать, не было никаких серьезных истерик и драм. Мы все равно шли, пускай и не так бодро. Я в принципе была готова к тому, что туристы в нашей команде совсем не подготовлены, как физически, так и морально, а некоторые еще и экипированы отвратительно. И именно поэтому и маршрут был выбран легкий и короткий. Напрягало лишь недовольство одного из участников слишком "легким походом", мол что это за поход такой? По дорогам? Да без экстрима? Хехе, ребятки, вы и этот то легкий походик с трудом пока выдерживаете))) Но спорить с подростком дело неблагодарное. Поэтому взрослые всячески поддерживали атмосферу стеба и подшучивали над детьми, стараясь не перейти ту незримую грань, за которой нежная нервная система подростка трещит по швам и он срывается в неуправляемый психоз. И, хочу сказать, нам это удалось.

К побережью у мыса Льва наше семейство дошло первыми, все-таки сказалась и наша с Лехой подготовка, и общая привычка ходить пешком, и удобные рюкзаки. Но и остальные, вопреки опасениям, без приключений добрались до места нашей первой стоянки. "Бедные деточки" так устали от напряжения дня, что сподвигнуть их в этот вечер на установку палаток и готовку ужина было весьма проблематично.

Ну ничего, зато уже отдохнувшие и восполнившие энергозатраты, дети прекрасно взяли на себя самую неприятную походную обязанность - мытье посуды. А потом смылись подальше от взрослых, где и провели время, общаясь друг с другом, до самой ночи. Прошли в этот день 11 км.

Утром берег был усыпан тушками кальмаров, выброшенных прибоем. Довольно быстро эти головоногие стали завтраком для крикливых чаек. Мы неспешно собрались и двинулись дальше в сторону Морского заповедника.

Не очень хочется упоминать здесь неприятную ситуацию, в которую мы влипли. Но, на тот случай, если этот текст будет читать человек, который тоже захочет пройти данным маршрутом, напишу. Территорию пляжа, прилегающего к мысу Льва, а так же сам мыс Льва, мыс Матросова, мыс Сосновый и, частично прилегающую к мысу Сосновый, бухту Горшкова выкупил некий бизнесмен. И, по российской традиции, берет деньги за посещение данных территорий. Как он мог выкупить территорию, примыкающую к заповеднику, мне наведомо. Но факт остается фактом. За установку палаток на пляже мыса Льва берут деньги. С этим фактом накануне вечером мы спорить даже не стали. Но вот когда с нас потребовали деньги за проход дальше, к мысу Матросова и мысу Сосновый, возмущению моему не было предела. В общем, имейте в виду, деньги эти берутся незаконно. Подтвердили это и сотрудники прокуратуры, которые встретились нам по пути от мыса Льва к мысу Сосновый. Если честно, зная о царящем в нашей стране повсеместном беззаконии, я просто в будущем предпочту обходить мыс Льва стороной, дабы не портить себе нервы.

А мы тем временем продолжали наш путь, под шуточки и с многочисленными привалами. Нудеть дети продолжали, но взрослые это успешно игнорировали. Да и нудели они так, что нам  оставалось лишь подсмеиваться. Часть пути к кекурам Бакланьим прошли без рюкзаков, спрятав их в кустах.

Ближе к вечеру встал вопрос о ночевке. Мнений было три: идти пешком до бухты Теляковского, пускай до нее еще 20 км, но зато потом можно будет 3 дня лежать); остаться здесь же, около мыса Сосновый и лежать уже сегодня; и, наконец, самый разумный вариант - идти к бухте Горшкова или Средней. Идти пешком до Теляковского очень хотел Дима. Остальные тоже были рады быстрее дойти и потом три дня лежать. Но только идти 20 км в этот день, когда солнце уже клонилось к закату, были совсем не готовы. Вообще они даже вполне были настроены устраиваться вот прям здесь и сейчас, чтобы сегодня уже никуда не идти. Но прекрасно понимали, что тогда завтра придется идти больше. А поэтому решено было идти до Горшкова или Средней.

В бухте Горшкова палатки можно поставить только на берегу, тк в лесу все поросло кустарником и мест под палатку просто нет. Но на берегу Морского заповедника, в природоохранной зоне, установка палаток запрещена. Мы решили обойти этот запрет, дождавшись сумерек и только после этого устанавливать палатки. А дети, они такие дети, даже если им уже 16 лет. Им так хочется сделать то, чего делать нельзя) Нам пришлось изо всех сил удерживать их от установки палаток. Надо ли говорить о том, что как только едва заметная тень коснулась побережья, наши юные туристы ринулись устанавливать палатки. Столь же быстро они расстелили коврики и улеглись спать. Минут на 20. Через 20 минут у них снова проснулся аппетит и начались атаки в сторону импровизированной кухни. Вообще надо отметить, что прокорм подростков в походе без возможности посещения магазинов - та еще задачка. Они и в обычной то жизни все время голодные. А уж при физической нагрузке тем более. Да что говорить о детях, если Катя, которую довольно трудно вывести из себя, закатила настоящую истерику, потеряв свою ложку))) Из-за этой зеленой ложечки, в отсутствии которой она никак не могла приступить к поеданию борща, она вопила и ругалась на нас на всех разными словами. А мы, разумеется, не переставали ржать, как лошади, чем только сильнее раздражали Катю. Всего прошли 11 км за день.

Подъем был ранний. Хотелось как можно быстрее убрать палатки из зоны видимости и поменьше нарушать правила посещения водоохранной зоны.

Встали в 5.40 утра довольно бодро, позавтракали. Но, когда пригрело солнышко, снова разлеглись на пляже. Впрочем, долго уговаривать на дальнейший путь никого не пришлось. Все-таки сегодня планировалось дойти до вожделенной бухты Теляковского, после чего активная часть похода должна была завершиться.

В 2017 году, проезжая этот путь на велосипедах, мы с Лехой срезали дорогу от бухты Горшкова в бухту Среднюю, пройдя напрямую через кусты. Поскольку некоторым участникам нашего похода очень уж хотелось экстрима, мы предлагали и сейчас им пройти этим маршрутом через кусты и овраг, но зато избежать очередного подъема. Но, к нашему удивлению, в этот раз дорога проходила аккурат через овраг и кусты, и продираться нигде не пришлось. Вот так человеком меняется природный ландшафт. И это в заповедной зоне, куда массово обычные граждане на автомобилях не едут. Не увидели мы и полянку, на которой ночевали в бухте Средней в 2017 г. Вообще дорога в этот раз увела нас в сторону от Средней. Путь наш продолжался по территории нацпарка Земля Леопарда. Если верить информационным щитам, то сейчас здесь разрешено ходить и устанавливать палатки, при условии покупки билета в нацпарк.

Наверное, это был самый тяжелый день, поскольку было довольно жарко и подъемы в этой части полуострова Гамова наиболее ощутимые. Но в целом мы успешно дошли до бухты Астафьева, а оттуда до пос. Витязь, где и завершили активную часть похода. Прошли 13 км.

Водителям нашим пришлось повторять квест с машинами. С выбором места ночевки не раздумывали, бухта Теляковского давно стала таким раскрученным местом, что ее воспринимаешь как вокзал и оставаться там надолго нет никакого желания.