пятница, 30 октября 2020 г.

Коса Назимова - Хасан

Коронавирусный октябрь 2020 года продолжал радовать нас теплом. Столбики термометров днем поднимались до отметки 14-16 градусов, а ночью не опускались ниже +5. Добавим сюда остатки отпуска и вывод становится очевидным - надо выбираться на природу.

Мы и выбрались. И даже на велосипедах. Прихватив палатку и спальники. Отправились в этот раз на самый юг Хасанского района, к бухтам Сивучья, Калевала и озеру Птичье.

Меня посещала убогая мысль оставить машину в Краскино и оттуда ехать на велосипедах в сторону поселка Хасан по трассе. Но, к счастью, Леха этот бред не стал принимать во внимание. Ехать по пыльной грунтовке в компании машин, это изначально испортить себе поездку. Поэтому мы оставили машину на турбазе, на повороте к косе Назимова и уже оттуда стартовали на велосипедах.

Дорогу на косу Назимова за прошедшие 10 лет сильно испортили. Раньше это была чудная глиняная грунтовка, бегущая среди полей, снабженная достаточным количеством луж, через которые можно великолепно переваливаться. Сейчас же это очередной грейдер, засыпанный щебнем разной степени гадливости.

На этом грейдере у нас появились попутчики.

Вообще я собак незнакомых боюсь. Но, собака, в отличии от человека, существо честное и открытое. И довольно сразу стало понятно, что опасаться этих собак не стоит. Более того, за все время наших катаний, злые, голодные и потенциально опасные псы нам встречались только там, где есть люди. Собаки без людей всегда были мирные и приветливые.

Вскоре после косы Назимова дорогу перегородил шлагбаум с угрожающей надписью "Частная территория". Как писал еще в 19 веке Джером К. Джером "Дай им волю, они всю реку перегородят". Но велосипедисту такая табличка не помеха.

Дальше дорога уходила от моря, переваливалась через небольшие сопки, открывая все новые пейзажи.

Как обычно, двигаясь по навигатору, благополучно проехали нужный поворот. Проехать было не сложно, поскольку нормальная дорога спускалась к морю, а нужная нам шла через кусты с набором высоты. Да и дорогой, как обычно, эту звериную тропу назвать можно было с большой натяжкой.

Здесь к нам опять присоединились наши попутчики, они постоянно убегали вперед, и вновь  возвращались к нам, спрашивая: "Ну что вы так долго копаетесь?" Конечно, тащить велосипеды по заросшей дороге не так легко, как бежать на четырех лапах.

К нашему удовольствию мы довольно быстро вышли на приятную дорогу и покатили по хребтам, любуясь видами.

Вид на заповедную бухту Калевала. Где-то там должен быть кордон заповедника.

Увидев море, собаки ринулись вниз, к бухте, не разбирая дороги. Больше мы их не видели.

Когда подъезжали к пляжу, услышали странные звуки, тявканье, лай, лопотанье. Долго не могли понять, что же это такое? Оказалось - перелетные птицы. Их косяки, отправляющиеся на юг, мы наблюдали уже вечером, после захода солнца. Птицам, конечно, нет дела до каких-то там вирусов. Границ, паспортов и пунктов пропуска для них не существует.

Впрочем, велосипед и палатка дают почти такую же степень свободы - можно ехать куда хочешь, не ограничивая себя ни в направлении, ни во времени. Велосипед проедет там, где не проедет автомобиль, а заночевать можно тогда, когда настанет вечер, не привязываясь ни к какому жилью. И это, на самом деле, прекрасно.

После некоторых поисков поставили палатку под деревьями, так, чтобы с пляжа ее не было видно. Все-таки заповедник и некие домики, похожие на кордон егерей, просматривались на противоположном берегу.

С заходом солнца выключили и ветер. Стало удивительно тепло и тихо. А уже самый конец октября. И косяки перелетных птиц все тянулись и тянулись на юг, в сторону границы с Китаем и Северной Кореей. Иногда стаи были такие большие, что не могли выстроиться в один ровный косяк, они разбивались на несколько мелких, выбирали вожака и только потом улетали. Ночь, как и все осенние ночи этого года, прошла тихо и спокойно.

Рассвет над морем всегда прекрасен. А в таком месте прекраснее в тысячу раз.

Мы не спеша позавтракали, собрались и покатили дальше, в сторону озера Птичье и бухты Сивучья. Опять стали попадаться грозные таблички про частную собственность. В какой-то момент я, как и герои "Трое в лодке", почувствовала непреодолимое желание сорвать эти таблички и постучать хозяина ими по голове.

Впрочем, дороги, по которым мы ехали, были настолько прекрасны и не похожи на обычные наши приморские дороги, что даже мизерные капли негодования покидали мою душу совершенно бесследно. Это на самом деле такой кайф, катить по ровным лесным дорогам, без единой машины, распугивая только фазанов и оленей, что какая то табличка на дереве просто не способна нарушить гармонию в душе.

Через какое-то время дорога вынырнула из леса и вдалеке снова появилось море - бухта Сивучья. Самая большая песчаная бухта Приморского края, заканчивающаяся мысом "Островок Фальшивый", за которым тянется песчаная коса длиной 15 км. А весь пляж, включающий бухту Сивучья и песчаную косу растянулся на 20 км до самой границы трех стран: России, Китая и Северной Кореи. Целых 20 км чистейшего белого песка и никаких баз отдыха, никаких дорог, никаких людей.

Прежде чем мы выбрались на пляж, нам предстояло проехать некоторое сооружение, которое издалека мы приняли за кордон егерей. Когда постоянно что-то нарушаешь, что везде мерещатся контролирующие службы. Однако дом явно пустовал. Не было ни машин, ни даже собак. Мы спокойно проехали мимо. Эх, славное место. Просто моя мечта - дом на краю земли, с видом на море.

У бухты Сивучья довольно быстро выявился существенный недостаток - по этому песку велосипеды не ехали и их, вязнущих в песке, приходилось тащить.

Вскоре на горизонте появился человек. Мы, по недомыслию, приняли его за пограничника. Говорю же, когда все время что-то нарушаешь, то уже от столба шарахаешься. Человек не меньше нас удивился нашему появлению в этих песках с велосипедами. Впрочем, как я выяснилось позднее, это и не человек был вовсе.

Как ни прекрасна была эта бухта, нам надо было выбираться из нее. А для этого следовало преодолеть речку. Даже с учетом сухой осени, река была полноводной, глубокой, с заиленными берегами. А на противоположном берегу, как мы не искали, не просматривалось никакой дороги, только поросшие тростником берега. Здесь Леха честно признался, что это было "слабое звено" его маршрута, брод на спутниковых снимках через эту реку он нашел, но вот как оно там в реальности, разумеется, не знал. А в реальности найти брод мы не могли.

Мы еще какое-то время ехали вдоль речки, размышляя о вероятной возможности возвращаться тем же путем, которым мы сюда прикатили. Но вдруг на горизонте мы увидели некое строение и человека. Это был тот же мнимый "пограничник", которого мы встретили в песках. И он указал нам путь через реку. И не просто указал брод, а подробно рассказал, как его перейти и как потом выйти на дорогу. В общем, никакой это был не человек, а Ангел, посланный нам, дабы показать этот путь через реку.

Благополучно перебравшись через реку, мы продолжили свой путь через поля, озера и болота Хасанского природного парка. Опять потянулись над нами косяки перелетных птиц. Солнце клонилось к горизонту и пора было вставать на ночлег. Только вот с ночлегом в этот вечер было не очень. По обе стороны от дороги были болотца, тростник, бугры, ямы. Леха еще верил навигатору, который нагло врал, что рядом с нами есть отличная дорога, а мы, как балбесы, едем по полям. И Леха все надеялся выехать на эту дорогу. В одном месте мы даже почти решили остановиться. Но слепая вера в трек на навигаторе погнала нас дальше. В итоге мы основательно промочили ноги в очередной малопроходимой луже. При движении по бездорожью всегда происходит одно и тоже: сначала аккуратно обходишь лужи, спешиваешься, переносишь велик, потом оступаешься, мочишь одну ногу, потом вторую, а потом уже перестаешь обращать внимания на лужи, ибо ноги все равно мокрые и ломишь вперед, не обращая внимания на мокроту. Впрочем когда наш путь с двух сторон перегородила речушка, мы сдались и поставили палатку прямо на дороге. Беспокоиться о том, что кому-то взбредет в голову здесь ехать, явно не стоило. Сзади нас была река, охраняемая Ангелом, впереди тоже река, а справа и слева заросли тростника. Там мы и заснули, под неумолкающее кряканье "миУток", как назвал их Дима.

Утром перешли вброд речку, выбрались из тростников и покатили по прекрасной дубовой роще. Эта дорожка была словно дополнительным подарком в конце нашего путешествия, ровная лесная грунтовка среди невысоких дубов с еще сохранившейся осенней листвой.

Потом нам предстояло поехать около 7 км по грейдеру Хасан-Краскино. Малоприятно, но довольно быстро и, к счастью, попутных машин не случилось ни одной, а встречных проехало штук пять. Всего мы проехали с полудня воскресенья и до полудня вторника 63 км - неслыханное расстояние за такой срок))) Но мы никуда не спешили, наслаждались природой, осенью и уединением. Дорожки были, без преувеличения, отличными. За все время мы не встретили ни одного человека и ни одной машины - а это дорогого стоит.

В качестве бонуса мы остановились на одну ночь в пос. Барабаш в отличной новой гостинице в нац парке Земля Леопарда. Прекрасный гостиничный комплекс, сданный меньше года назад и, ввиду отсутствия турпотока, совершенно пустой.

На следующее утро сходили по экологической тропе "Земля Леопарда", восхитились тем, как все хорошо и красиво устроено на этой тропе - лесенки, подвесные мостики, информационные стенды.

И вся поездка оставила самые приятные впечатления, как будто побывали в Южной Корее или Японии.