Ухватить кусочек медленно, но неотвратимо уходящего лета, вдохнуть ароматы приморской тайги, пройти под громадами прибрежных скал, увидеть мордочки любопытных тюленей. Последние выходные сентября. А может, последняя осень в Приморье? Еще немного дикой природы, еще немного лета, моря, солнечных брызг и первые робкие вспышки алых кленов…
Проснуться субботним утром пораньше, накормить вечно голодных и что-то подозревающих котов, прыгнуть в Синего Джима и начать отматывать километры по Приморью.
Проехать мимо Поворота на Аэропорт, выехать на когда-нибудь достроенную Новую Объездную и свернуть на Партизанскую трассу. Осень здесь разгулялась, сопки пылают красным, желтым, оранжевым, а вечнозеленые кедры оттеняют яркую многоцветную палитру.
Туман стелется вдоль речных долин, осыпается на листву бриллиантовой крошкой, вспыхивающей в лучах утреннего солнца. Вечером и утром жара отступает, чтобы днем вернуться с удвоенной силой. После речки Стеклянухи лес снова возвращается к летним зеленым нарядам, не желает отступать и отдавать осени право руководить этим оркестром. Даже на перевалах лишь редкие листочки отдельных деревьев осторожно меняют наряд, словно в любую минуту готовые вернуться к летней жаре, влажности.
Лазо, жареные пирожки. Один раз в несколько месяцев это даже вкусно. Но попробуйте питаться этими пирожками три недели. После Лазо свежий асфальт неожиданно радует до самого села Беневское. Это приятно. Грунтовые дороги в нашем крае на корню убивают велотуризм. Вот только почему-то обочины у нас не считают нужным асфальтировать, а засыпают песком и глиной. После села Беневское асфальт сменяется проверенной временем грунтовкой, стиральной доской, пылью. Возможно, это последнее путешествие Синего Джима по приморским дорогам. Но впереди его ждут Новые Дороги.
Пыля по дороге, с удивлением увидели группу туристов с походными рюкзаками. Куда и откуда идут эти люди? Из Лазо в Киевку? И главное, зачем? Мы и сами большие любители пошастать с рюкзаками. Но делаем мы это с единственной целью – удалиться от населенных мест и пыльных дорог с машинами и наслаждаться природой в полном уединении и тишине. Идти же по обочине пыльной дороги, десятки километров, тащить рюкзаки, разглядывая лишь проезжающими мимо машины и любуясь на сопки вдали?
Сворачиваем к селу Чистоводное и обнаруживаем на парковке перед началом тропы к Парку Драконов кучу машин. Джипы, микроавтобусы. По тропе вверх марширует галдящее стадо людей. Около микроавтобуса они оставляют металлические контейнеры с едой, а водитель, развалившись на кресле, неспешно отравляет воздух дымом сигарет. Эти «туристы» не заморачивались выбором маршрута на карте, не рассматривали спутниковые снимки в поисках удобных троп, не планировали время на прохождение маршрута. Они даже не озаботились нормальной одеждой, позволяющей комфортно ходить по лесу, и сейчас идут в гору в шлепанцах, шортах, платьях, с сумочками через плечо. Они заплатили деньги. И теперь им все должны. Лес должен расступиться и убрать корни с тропинок. Комары и мошки должны исчезнуть в знак уважения и не беспокоить жужжанием. Деревья обязаны убрать свои ветки-палки и не закрывать обзор. А солнце должно светить так, чтобы телефон смог сделать идеальные фоточки, достойные лайков и зависти в соцсетях. Весь мир должен работать на человека, заплатившего деньги.
Наши треккинговые палки прекрасно поняли, в чем проблема и упорно не хотели раскладываться, пока гвалт и шум не затихли среди деревьев. Это дало стаду ощутимую фору, они ушли вперед, а нам удалось зайти под покров леса в тишине, радуясь этому теплому, совершенно летнему дню.
Мы шли настолько медленно, что нас и улитка бы могла обогнать, но довольно быстро настигли необъятных размеров даму с рацией в руках. Эта особа явно заблудилась в тайге и кричала в рацию, пытаясь разобраться, куда же ей дальше двигаться. Нам было очевидно, что единственный верный путь для нее – путь вниз, и желательно больше не повторять подобные эксперименты на выживание, но наших советов никто не спрашивал, поэтому мы оставили ее дальше наслаждаться приключением на массивную пятую точку.
Шум и гвалт впереди становились все назойливее. Мы догоняли группу детей, в сопровождении учительницы и родителей. Группа, вооруженная телефонами, зацепилась телефонами за первый же скальный выступ и атаковала окружающие пейзажи, оглашая лес воплями. Мы проскользили мимо этих причудливых скал, не задерживаясь.
В спринтерском забеге обошли еще одну группу, покрывшую ровным слоем скалы в форме перьев, издалека «полюбовались» на людей облепивших, словно мухи мёд, Спящего дракона и бочком, тихими тропками, незаметно устремились в сторону от популярного маршрута.
Всего несколько десятков метров вверх и вот мы уже сидим на одинокой скале, весь мир с копошащимися горланящими человечками остался в стороне, а перед нами бескрайняя величественная приморская тайга. Стрекозы, летающие символы конца лета и начала осени, парили над макушками кедров. Солнце согревало гладкий ровный камень. А за горизонт уходили покрытые лесом сопки, дальше, дальше, туда, где начинается другая, новая, сложная, но интересная жизнь.
По всей видимости, большинство туристов, вдоволь нафотографировавшись, предпочло идти обратно той же тропой. Мы же выбрали альтернативный маршрут по другому склону Парка драконов, благодаря чему спускались практически в полном одиночестве. Это дало нам ложную надежду на то, что горная речка Чистоводная, сбегающая среди скальных разломов в одноименную деревню и знаменитая своими радоновыми источниками, так же будет избавлена от толп.
Увы, нас постигло разочарование. Вдоль русла опять тянулись бесконечные группы туристов, ведомых гидами, словно верблюды в пустыне. Они плутали среди переплетения тропинок, бессмысленно пялились в экраны телефончиков, курили, словно пытались вернуть звенящему чистейшему воздуху привычную их органам обаяния вонь.
Никакого уединения, никакой возможности остаться наедине с природой. Доступность информации, доступность туров делают природные красоты товаром, выставленным на продажу, словно это шоу на арене цирка. Прожекторы слепят и не дают увидеть нежную красоту едва тронутой алыми точками листвы, грохот оркестра заглушает песнь прозрачной горной речки. В этом шуме невозможно услышать тайную музыку, способную затронуть самые потаенные уголки человеческих душ.
Мы тщетно сидели на каменном истукане в стороне от туристических групп, ожидая, что к вечеру поток схлынет. Но люди шли и шли, останавливались у источника, лезли в него, вопили, устраивали пикники.
Стало ясно, что переждать этот бурный поток нет никакой возможности. Остается возвращаться к Синему Джиму и отправляться искать место для ночевки.
Главная аксиома туриста: место для ночевки всегда есть утром и днем, и его никогда нет вечером и в сумерках. Это что-то вроде света Луны. Только наоборот. Вы же не пытаетесь утром и днем найти на небосклоне Луну? Так и хорошее место для палатки не стоит даже пытаться искать с наступлением сумерек. Вы можете сколько угодно опровергать эту истину. Но Походный Бог раз за разом будет убеждать вас в своей правоте, доказывая обратное. Впрочем, всегда остается Вера. Вера в то, что идеальное место под палатку найдется. Поздно ночью, в темноте, под проливным дождем, когда вам уже все равно ничего не поможет.
Мы столько раз наступали на эти грабли. Столько раз давали себе обещание искать место под палатку при свете дня. Мы даже пытались планировать ночевки заранее, разглядывая с Дивана спутниковые снимки. И практически всегда мы терпели неудачу.
Этот раз не стал исключением.
- Переночуем в устье Киевки, - бодро заявил Леха еще дома.
По пути в Киевку мы опять наткнулись на ту группу туристов с рюкзаками, все так же настойчиво отмеряющую пыльные километры автомобильной дороги. Впрочем, они вряд ли могли преодолеть это расстояние пешком. Вероятно, кто-то сжалился и подбросил ребят до Киевки. А может, они просто путешествуют автостопом? Только группа для автостопщиков очень уж велика.
А в устье Киевки нас ждал сюрприз. Угадаете, что мы там обнаружили? Да то же, что и везде. Бесконечные базы, ряды столбов, веревки и заборы, преграждающие путь к морю. И машины, машины, слепящие светом фар, раздирающие колесами последние клочки когда-то дикого и нетронутого песчаного пляжа. Нет, мне не нравится здесь. Не хочется провести ночь в этом зверинце, где природа стала окончательной заложницей условной цивилизации (потому что до настоящей цивилизации с асфальтом и симпатичными отелями окружающая действительность, как и везде в Приморье, не дотягивает).
И мы продолжили наш путь по лесным разбитым дорогам, в кромешной темноте, полагаясь лишь на карту в навигаторе. Ветки скребли по корпусу Синего Джима. Колеса переваливались через булыжники. Вверх, на перевал, потом вниз, все дальше в неизвестность. Чтобы в конце упереться в очередной нелепый шлагбаум среди леса с надписью «Охраняемая природная территория». За шлагбаумом строилась база. Вопиющая нелогичность происходящего: охраняемая природная территория и стройка очередных будок. У нас не было необходимости проезжать на территорию. Мы планировали взять рюкзак и дойти до места ночевки пешком. Но сначала следовало отправиться на разведку. В будке сторожа горел свет. На нас никто не обращал внимания. Под покровом ночи мы обошли шлагбаум, прошли вдоль недостроенных сараев. Вроде здесь можно поставить палатку. Не супер место, конечно, но выбирать уже не приходится.
Однако реальность имела на нас иные планы. Вдалеке послышался шум мотора, а вскоре слепящий свет фар прорезал ночной мрак и мы увидели приближающийся к шлагбауму джип. Из джипа тенью выскользнул человек, игнорируя нас, открыл шлагбаум и монстр вкатился на территорию базы. Люди в джипе были немы. И от них за версту несло алкоголем, музыкой и весельем до рассвета.
- Мы здесь не останемся, - запротестовала Катя, и Синий Джим повез нас обратно в черноту ночи.
Леха сделал еще одну попытку найти путь к морю. Остановился. Хотел было уйти в чащу один, но мне было страшно оставаться в машине среди ночного леса. Мы пошли напролом, вслушиваясь в звуки морского прибоя. Лес обступал нас со всех сторон. Я мгновенно потеряла ориентацию и уже через пару минут не смогла бы вернуться обратно к машине. Леха убеждал меня, что все под контролем. Вот только Синий Джим вынырнул из темноты совсем не с той стороны, с какой ожидалось. Леха продолжал таскать меня по кустам, за которыми мне мерещились то ли звери, то ли недобрые люди. Путь нам перегородил ручей. Мы точно не переходили никакого ручья! Откуда ему было взяться на нашем пути обратно к дороге? К счастью, пытка ночным лесом была недолгой, и мы чудом вернулись под надежную защиту Синего Джима.
- Я там видел какие-то полянки по пути сюда, - вспомнил Леха, и мы поехали обратно в устье Киевки.
Свернули на очередную едва приметную тропу. Опять веревка. Но она не мешает проезду. Поле. Болото. Огни вдали. И еще дальше шум прибоя. Вряд ли мы сможем найти что-то лучше. Во всяком случае, здесь поблизости нет машин и домиков. Поставили палатку и легли спать.
Ночью было очень холодно в летнем спальнике. К счастью, наши спальники можно состегнуть вместе, что мы и сделали, после чего Лехе удалось меня согреть и мы снова уснули.
Утром меня разбудили звуки работающего мотора и музыка. Незабываемо проснуться утром, помня о том, что вечером поставил палатку в чистом поле, где на километр вокруг не было никого, и обнаружить, что очередная обезьяна на Делике не додумалась ни до чего другого, кроме как приехать сюда в 8 утра, остановиться рядом и забыть выключить музло из своего ведра.
Снимая на фото этого недоумка, я громко высказывала все, что я думаю об умственных способностях очередного представителя тупиковой ветви эволюции. Боюсь, мои разглагольствования были бесполезны. Не факт, что создание вообще было способно воспринимать речь кандидата наук.
Собрались за 30 минут и уехали.
Уезжая, увидели вчерашних туристов. Они волшебным образом ночевали недалеко от нас и в этот ранний час уже собирались, чтобы, вероятно, продолжить своё увлекательное пешее путешествие по автомобильным грунтовкам Приморья.
Мы же остановились у той самой полянки, к которой вчера ехали после штурма горы и лесной атаки на кусты. Полянка и правда была чудесной, ровной, рядом с речкой. И там никого не было. Почему Леха не захотел на ней остановиться вчера, остается загадкой.
Ну что ж, горами и тайгой мы вчера насладились. Осталось сегодня получить удовольствие от морского побережья. Такое чувство, что реальность пыталась нас убедить в том, что мы правильно делаем, уезжая из этого края. Как будто здесь не осталось ничего из того, что мы любим, что наполняло теплом наши сердца, и смыслом нашу жизнь.
Опять раздражающие коммерческие группы. Гиды, рассказывающие небылицы. Люди, пристающие с дурацкими вопросами: «И как вам здесь?».
- Здесь было хорошо 15 лет назад, когда вас всех здесь не было.
Одного взгляда на бухту Тасовую, уставленную машинами, хватило, чтобы понять, что туда мы спускаться не будем.
- Да это же рыбаки, - заявил нам один из прогуливающихся здесь всезнающих гидов, - рыбу ждут.
А ведь мы спускались с этих скал к морю в 2020, с детьми. Но сейчас мы почему-то не могли найти место, чтобы безопасно спуститься к воде. В одном месте Леха предпринял такую попытку, но на середине спуска стало ясно, что дальше обрыв, а мне стало безумно страшно на этом склоне. Неужели я могла позволить детям лезть в эту пропасть?
Еще одна попытка спуска. Да, кажется, здесь мы и шли. И даже веревка привязана, держась за которую можно спуститься относительно безопасно. Кстати, в 2020 никакой веревки не было. Я явно была смелее 5 лет назад. Добравшись до воды, осознали, наконец, что мы остались в одиночестве и сюда не доносятся даже звуки цивиливанного мира! Как же здесь было хорошо! Тихо! Красиво! Величественные скалы вставали над нами. Волны тихонько накатывались на берег и шептали свою вечную песню. Причудливые разломы образовывали арки и каменные лабиринты.
Можно пройти в это каменное ушко и загадать желание. И оно обязательно сбудется. Ведь желания всегда сбываются, если самому прикладывать усилия.
Удивительно, как сильно природа может влиять на нас. Недолго, совсем недолго мы пробыли в этом месте. А недовольство ушло, мысли в голове потекли спокойные, добрые. Тело наполнилось незлобливостью и покоем.
И даже два мотоциклиста, торчащие на скале и хвастливо сообщившие нам, что они спускались на этот пляж на мотоциклах, не вызвали ничего, кроме смеха, ибо что можно ожидать от этих странных созданий? Они – другой биологический вид и меня лишь удивляет, что мы говорим с ними на одном языке.
Еще немного пустынных бухт. Вечер воскресенья, коммерческим группам надо пораньше вернуться в город. А мы можем гулять здесь в полном одиночестве, разглядывая старые, выброшенные на берег лодки и жирных гусей, готовящихся к перелету на зимовку.
Небольшая прогулка на мыс Оларовского.
Да, это очень красивый край. И он нам подарил очень много счастливых дней, недель, месяцев и лет общения с невероятной красоты природой! Мы успели показать эту природу в ее первозданном виде нашим детям. Мы научили наших друзей путешествовать по этому краю без глупых коммерческих гидов.
Мы видели многое. Но сейчас мы хотим идти дальше.
Следующая остановка: Поворот на Аэропорт…